I  N  T  E  R  E  T  H  N  I  C
Сайт Центра Межнационального Сотрудничества
Архив старого сайта Центра межнационального сотрудничества
Публикации



Кавказофобия становится грозной разрушительной силой


История появления термина «лица кавказской национальности» в нашей стране темна и непонятна. Ни одна книга – будь то исторические энциклопедии, справочники или официальные издания – не может дать точный ответ на вопрос: по каким признакам устанавливается эта общность людей? И лишь интернетовская Википедия – свободная энциклопедия – дает достаточно корректную трактовку этого понятия: «Лица кавказской национальности – это собирательное наименование представителей коренных народов, проживающих в районе Кавказского хребта». Однако попытка привязаться к географическим определениям ничего не проясняет, а напротив, запутывает ситуацию.

Основываясь исключительно на географии, придется признать, что русские, составляющие подавляющее большинство населения Северного Кавказа (11,6 млн. человек, или 60%), также являются лицами кавказской национальности. А это противоречит не только науке, но и здравому смыслу. Вполне очевидно, что никому не придет в голову называть людей с Урала лицами «уральской» национальности, с Гималаев – лицами «гималайской» национальности, и т.д. Да и на Кавказе никогда не было такого понятия. Между тем, если использовать привычный для восприятия термин «национальность» (в исследуемом словосочетании – в негативной форме по отношению к кавказцам), выясняется, что лица кавказской национальности – это азербайджанцы, армяне, грузины, аварцы, чеченцы, осетины и еще около 50 разных национальных групп нашей страны. Причем процесс превращения этих людей различной этнической принадлежности в «лица кавказской национальности» не является случайным.

По данным правозащитников, в России издается более 100 газет, на «языке вражды» пропагандирующих националистические взгляды и формирующих у населения отрицательные представления о кавказцах. Около 60% опрошенных россиян в той или иной форме являются носителями таких идей и настроений. Естественно, в такой ситуации аргументы о том, что преступники не имеют национальности и что кавказцы такие же граждане России, что их предки сотни лет жили в единой стране, абсолютно не работают. Напротив, у определенной части населения они вызывают враждебное восприятие и раздражение. На основании собственного жизненного опыта и многолетнего «промывания мозгов» СМИ «зашоренный» обыватель сделал для себя четкий и однозначный вывод: кавказец – значит чужой, а если чужой, то плохой и опасный. Приняв такое решение, он освободил себя от такой химеры, как гражданская совесть. А в лице экстремистских группировок националистического толка не только недвусмысленно предупредил, что в отношении кавказцев ему все равно, «кто есть кто», но и в ряде случаев наглядно продемонстрировал особенно «непонятливым», что будут бить инородцев, как в известном анекдоте, «не по паспорту, а по лицу».

Подтверждением серьезности этих намерений, а также того, что враждебные установки начинают определять поведение людей, являются конфликты в Кондопоге, Ставрополе, Москве и в других регионах страны. Их анализ показывает, что кавказофобия, оттеснив на второй план антисемитизм, устойчиво развивается и становится грозной разрушительной силой. В такой обстановке даже мелкий конфликт на бытовой основе, кому и где танцевать лезгинку, быстро перерастает в столкновения этнических группировок. Как показывает практика, безнаказанность развращает кавказофобов, а поддержка со стороны отдельных политиков, в том числе депутатов Госдумы, воодушевляет. Соответственно, и риторика ультранационалистов становится громче, а действия наглее. Об этом красноречиво свидетельствуют некоторые материалы, появившиеся недавно на сайте «политкорректной» ДПНИ, где они объявляют по следам событий на Славянской площади кавказцев агрессорами и призывают «коренных граждан» приобретать охотничье и травматическое оружие и вступать в «народную самооборону ДПНИ». Разумеется, что набирающий обороты процесс ксенофобии разбудил многих кавказцев, заставил серьезно задуматься о собственной судьбе и о будущем России, которую они считают своим Отечеством. Впервые в современной истории России, они, независимо от этнического происхождения, начинают объединяться и ставить перед властью и обществом вопросы защиты своих конституционных прав.

Одна из сложных проблем – инертность общества и страх россиян признаться себе в том, что в стране, победившей фашизм, появились признаки, казалось бы, навечно похороненной «чумы» XX века. Вторая проблема состоит в том, что ксенофобия в России подпитывается гигантским разрывом между бедными и богатыми. В Москве доходы богатых превышают доходы бедных более чем в 40 раз, в среднем по России – в 15 раз (коэффициент Джинни), в развитых странах – в 5–8. Поэтому в определенном смысле ксенофобия является формой социального протеста против неэффективной государственной системы и несправедливого распределения национальных богатств. Третья проблема – миграционная политика, где правит бал коррупция, и адаптация мигрантов к условиям жизни в регионах РФ. Идеологическая «инфекция» стремительно распространяется среди малообеспеченных слоев населения и особенно среди молодежи. По данным экспертов Московского бюро по правам человека, в России действует 141 молодежная группировка экстремистского толка общей численностью около 500 тыс. человек. Особенно много экстремистов в столичном регионе и Санкт-Петербурге. В то же время, предчувствуя смертельный «ураган» и «добычу», отечественные и зарубежные политические «стервятники» – бывшие коммунисты-интернационалисты, либералы-западники, авантюристы всех мастей и оттенков – сбиваются в «стаи» в ожидании своего часа. Нетрудно понять, что слияние этих двух сил, попытки реализовать экстремистский лозунг «Россия – для русских» и превратить нерусских в граждан второго сорта может положить начало великой смуте, которая приведет к распаду Российской Федерации. Ведь нерусские народы составляют значительную часть населения страны и проживают на территории от «Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей». И что с ними делать? Сегрегация невозможна, депортировать не получится, земли терять не хочется. В связи с этим следует отметить, что странная «любовь» национал-шовинистов к территориям и ненависть к людям, на них проживающим, пока не получила должной оценки общества и решительного отпора со стороны правоохранительных органов. Сегодня многое свидетельствует о том, что существует серьезная угроза единству государства, что значительная часть российского общества не усвоила трагических уроков парада национальных суверенитетов и развала Советского Союза. Националистические группировки не осознают гибельные последствия избранного пути, так как сверхзадача их кукловодов, несмотря на патриотическую риторику, – превратить мини-войну против «лиц кавказской национальности» в великие социальные потрясения. Можно также смело утверждать: пока массовое сознание не проснется для активных действий и не отторгнет уничижительные понятия типа «лица кавказской национальности», существующая система общественных отношений будет непрерывно воспроизводить этнические конфликты. И, если бы вышеназванные «виновники» всех бед «коренных граждан» (терминология ДПНИ) вдруг внезапно исчезли, то на смену им неизбежно пришли бы лица «азиатской», еврейской и других национальностей.

В сложившейся ситуации ошибочно считать, что власть не знает о происходящих процессах и не предвидит последствий для судьбы страны. Однако отсутствие государственной национальной политики в этом вопросе не позволяет принимать меры, соответствующие масштабам проблемы, растущей не по дням, а по часам. Это вызывает панику у отдельных слабонервных политиков, заявляющих, что у России осталось два варианта развития событий: или страна вымрет, или должна произойти революция. Но есть и третий путь – это путь глубоких социально-экономических преобразований и конкретных жестких мер по обеспечению выполнения ст. 19 п. 2 Конституции РФ, гласящей: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Только при выполнении этих условий многонациональность нашей страны из беды превратится в ее богатство и силу. Нет никаких сомнений в том, что абсолютное большинство кавказцев – это патриоты России. Они полностью солидарны со словами президента России Владимира Путина, заявившего недавно на фестивале финно-угорских народов в Саранске: «Каждый народ, даже каждая маленькая этническая группа должна чувствовать себя в России комфортно, должна понимать, что это ее родной дом, другого такого дома у нее нет и не будет. И в этом основа стабильности и поступательного развития нашей страны». Поэтому граждане России, включая кавказцев, так же, как их славные предки, должны объединиться с теми, кто любит свое Отечество, независимо от расы, языка, религии, происхождения, и защитить единство государства. Вместе мы обязательно победим и сохраним страну для наших детей и будущих поколений.

Автор – председатель Российского конгресса народов Кавказа, доктор экономических наук, профессор



Источник: газету «Новые Известия»

© 1993-2017


Если у Вас есть интереснаяинформация о межнациональнойй
обстановке в вашем регионе илио деятельности вашей организации,
то мы будем рады получать ее от васи размещать на нашем сайте.
center@interethnic.org