Show Login

  • Forgot your password?
  • Forgot your username?
  • CREATE_AN_ACCOUNT

Show Search

Tuesday 30 May

Главная News Международный семинар в Лондоне 22-25 февраля 2005 года "Сотрудничество между этническими меньшинствами, милицией и органами власти"
Международный семинар в Лондоне 22-25 февраля 2005 года "Сотрудничество между этническими меньшинствами, милицией и органами власти"
Лондон нас встретил обилием снега и шквальным ветром. Как говорили англичане - нам сильно «повезло». Такая погода бывает здесь очень редко. У большинства жителей Лондона вообще отсутствуют теплые вещи в российском понимании. Так что обильный снегопад в нашу честь вызвал большое удивление у местных жителей. Странно смотрелась зеленая трава и цветы, накрытые снегом. Но, что удивительно, нигде не было слякоти и луж, а на следующий день, снег растаял. Не было грязи, прилипающей к ботинкам, поскольку и зимой и летом по всей Великобритании нет пыли. Это просто другая цивилизация. Здесь другие стандарты.

Общение с этой цивилизацией началось еще в Москве, когда с помощью Политического отдела Посольства Великобритании мы получили визу в течение 3-х дней. Обычно для получения этих виз требуется 10 дней. Пикантность ситуации состояла в том, что несколько человек из нашей делегации не только никогда не были за рубежом, но и получили загранпаспорт за неделю до отъезда. В таких случаях, обычно, Консульство приглашает на собеседование. Для некоторых участников нашей делегации это означало бы отказ от поездки, поскольку они жители Краснодарского края, к тому же один из них - полковник ГУВД, и без специального разрешения его никто бы не отпустил в Москву. Это не первый раз, когда посольство Великобритании идет нам навстречу. Двадцать процентов расходов по проекту «Этнические меньшинства и доступ к правосудию», в рамках которого состоялся этот визит, профинансировано  Фондом глобальных возможностей МИД Великобритании.

Надо сказать, что Центру межнационального сотрудничества пришлось потратить много сил, чтобы убедить своих партнеров Европейский Диалог (Лондон) и Рома Урал (Екатеринбург) проводить это мероприятие не в Москве, а в Лондоне. Согласно первоначальной версии проекта мы - все партнеры плюс руководители национальных объединений, сотрудники органов власти и милиции Краснодарского края, Самары, Екатеринбурги и Москвы - должны были встречаться в Москве для обсуждения результатов первого этапа реализации проекта. Но мы предложили это обсуждение организовать в Лондоне. Наш анализ показал, что самое большое воздействие на участников проекта произвело посещение Лондона, где они непосредственно познакомились с примерами взаимодействия национальных объединений с властями и полицией Великобритании. Правда, из около 200 непосредственных участников проекта  - лидеров национальных объединений, сотрудников местных администраций и правоохранительных органов - каждого региона, в Лондон смогли попасть всего 36 человек. Естественно, желающих поехать в Лондон было больше. Проводя наш семинар в Лондоне, мы добились того, в целом 53 человека (с учетом участников этой поездки) смогли лично увидеть, что значить Гражданское общество.

Визит в Лондон состоялся с 22 по 26 февраля. Утром 23 февраля в Гринвичском центре по Расовому равенству (есть в Лондоне и такая организация) началось обсуждение результатов реализации проекта о взаимодействии национальных объединений и милиции российских регионов. От каждой делегации выступал один человек. После того, как участники получили информацию о том, как в Москве, Свердловской, Самарской областях и Краснодарском крае обстоят дела в данном вопросе, нам следовало ознакомиться, как аналогичные вопросы решаются в Великобритании.

Первым шагом в этом направлении было знакомство с работой Гринвичского совета по расовому равенству. Бюджет Гринвичского центра около четырехсот тысяч фунтов в год. Большую часть этих денег им платят государственные организации. В отличие от наших Домов национальных культур Гринвичский центр не занимается песнями и плясками. Этот совет решает проблемы, с которыми сталкиваются представители национальных меньшинств, проживающие в лондонском районе Гринвич. Небесполезно упомянуть, что Гринвичский совет некоммерческая организация. О силе и возможностях Гринвичского центра говорят наши встречи в Мэрии и полицейском участке района Гринвич. Мэр района рассказал нам, что наша делегация - вторая из России, которую он принимает за время своей работы. Он сказал, что очень рад, что из России приезжают делегации в Великобританию, и выразил надежду, что связи между нашими странами будут улучшаться. Он говорил много лестных слов в адрес Гринвичского Совета, подчеркнув, что защита этнических меньшинств является важной частью политики местных властей. Участникам визита было любопытно узнать, что мэр выбирается депутатами местного районного законодательного собрания сроком всего на один год. А самих депутатов выбирают жители района на 4 года. Тем самым у мэров районов Лондона практически нет времени и возможностей использовать свою должность в корыстных целях. С чем мы их и поздравляем. По приглашению мэра мы посетили зал заседания, которое существуют уже больше 100 лет. Фотографии с мэром Гринвича получились очень хорошие.

Не менее дружеский прием нас ждал в полицейском отделении района. Начальник отделения произвел на наших дам неизгладимое впечатление. Он был больше похож на голливудского актера, а не на полицейского. Спокойный, интеллигентный, спортивный, с великолепным чувством юмора, он никак не соответствовал стереотипу стража порядка. Наши полковники ему подарили милицейские папахи. Мол, возьми, у вас снега сейчас как у нас в России. Когда он померил папаху, хохот стоял по всему зданию. В ответ начальник отделения подарил нам знаменитые английские полицейские шлемы.

Чтобы стать полицейским в Лондоне, надо учиться около 4 месяцев. Потом 2 года испытательный срок, в течение которого молодой слуга народа периодически проходит всевозможные тренинги, в том числе, как работать с представителями этнических меньшинств. При этом он получает около 2 тысяч фунтов стерлингов в месяц, т.е.зарплата около 3 тысяч долларов. Это довольно приличная зарплата даже для Лондона. Два других офицера, принимающих участие во встрече получают зарплату около 4 и 5 тысяч фунтов в месяц.

- А я получаю чуть больше, - пошутил начальник Гринвичского полицейского отделения. В Великобритании профессия полицейского не только хорошо оплачивается, но и престижна. Население доверяет своей полиции и помогает ей, чего нет в нашей стране. При этом главная задача полиции - защищать граждан, причем всех, независимо от расы, пола, вероисповедания. Наши друзья из Гринвичского центра говорили, что согласно статистике, чернокожих британцев полиция останавливает чаще, чем белых. А может быть чернокожие и совершают больше преступлений? А есть ли у полиции статистика, какая этническая группа сколько преступлений совершает? Этот вопрос сильно волновал наших полковников. Им и в голову не приходило, что по международным стандартам отождествление преступника с его национальностью - есть самое настоящее проявление расизма. У нас же наоборот, как открываешь газету или смотришь милицейскую сводку по телевидению, то сразу найдёшь историю о том, как "вчера два кавказца...". У нас слово «фашизм» воспринимается только по отношению к фашистской Германии, а расизм - к Южной Африке середины прошлого века. Конечно, у нас есть много замечательного, которое мы должны сохранить и развивать. Но оттого, что Россия когда-то отказалась от аршина и пуда, и перешла к метрической системе, никому хуже не стало. Если мы действительно хотим, чтобы у нас когда-нибудь было построено Гражданское общество, то мы должны внедрять у себя международные стандарты. В Великобритании неприлично быть расистом, как и неприлично, указывать на национальность преступника. Здесь давно уже поняли, что нет преступных народов и рас.

Местные полицейские показали нам камеры предварительного задержания, диспетчерскую службу, отдел, где проводят первый допрос задержанного. Любопытно, что задержанные получают ту же самую еду, что и полицейские. А может ли задержанный курить? - Да, - лукаво улыбнулся сопровождающий нас сержант. - Если мы этого захотим.

Не менее интересным было посещение всемирно известного Скотланд-Ярда. Надо заметить, что нигде наши паспорта не проверяли. Более того, в фойе Скотланд-Ярда на бегущей строке можно было прочесть: «Добро пожаловать в Скотланд-Ярд». Можете себе представить что-нибудь подобное на здании ГУВД Москвы? Нас встретил руководитель Департамента по многообразию Скотланд-Ярда. Есть у них такое специальное подразделение, которое создано для эффективного сотрудничества с этническими, религиозными и сексуальными меньшинствами. Руководитель Департамента сказал, что кофе и чай сейчас нам принесут, поскольку на улице очень холодно, и мы явно нуждаемся в горячительных напитках. Его слова не могли не вызвать улыбку у всей нашей делегации, так как под этим термином в России прижилось другое понятие.

Скотланд-Ярд осуществляет стратегическую работу в области защиты безопасности граждан. В частности все дела об убийствах расследуются здесь. Инспектор рассказывал, как десять лет назад от пули полицейского погиб молодой чернокожий парень - Стивен Лоренс. В Великобритании тогда поднялась большая волна протестов. Причем протестовали не только чернокожие граждане страны, но и белые. И тогда правительство и полиция сделали решительные изменения в своей стратегии.

Ашот Айрапетян, директор Центра межнационального сотрудничества, решил опередить традиционный вопрос об этнической преступности в Лондоне.

- Великобритания - страна, которая очень уважает традиции, - начал он издалека. - Здесь сохранены старые здания, старые названия улиц, старая валюта. Но в стране стремительно меняется демографическая ситуация. Не боитесь вы, что в какой-то момент белые англичане в Лондоне станут меньшинством?
- Как будет развиваться страна, определяют политики, - ответил демократично комиссар.
- В нашей стране полиция не занимается политикой. Это тоже традиция. Наша задача - обеспечить безопасность наших граждан. Всех! Что власти Великобритании действительно стараются обеспечить равенство всех граждан, наглядно демонстрируют фотографии приведённые в этом материале - чернокожий гвардеец Её Величества Королевы Великобритании и вывеска в фойе Министерства Внутренних Дел, которое здесь нежно называют Домашним офисом. Он такой и есть - домашний. Его задача как это написано на вывеске - построение безопасного и толерантного общества в стране.

В Великобритании существуют два государственных органа, аналога которых в России не существует. Это Столичное управление полиции и Комиссия по расовому равенству. Британские партнеры организовали встречи в обоих этих учреждениях. В Столичном управлении полиции нас принял его руководитель Лен Дювалл. Надо признать, что господин Дювалл внешне был очень похож на выходца с Кавказа. Это не помешало ему занять очень важный пост в государственном учреждении, основная задача которого - контроль за деятельностью полиции. По словам Лена Дювалла их организация изучает все обстоятельства, связанные с работой полиции. Любопытно, что в Великобритании все доходы и расходы высокопоставленных полицейских чинов строго контролируются, и тем самым полицейские, построившие роскошные особняки или купившие сверхдорогие автомобили, тут же оказываются под прицелом принципиально контролирующих органов. Как сказал Дювалл, их ведомству интересует уровень работы полиции и этнических меньшинств, и они следят, чтобы этнические меньшинства, как и остальные жители Лондона, остались довольны работой полиции.

Комиссия по расовому равенству создана для реализации Закона Великобритании «О расовом равенстве». Есть у них и такой закон. Этот закон детально описывает, почему и как надо обеспечивать в Великобритании равенство всех граждан страны. И чтобы этот важный государственный акт не остался только на бумаге, Правительством Великобритании создан исполнительный орган - Комиссия по расовому равенству. Нас встретил сотрудник Комиссии Александр Голдберг в традиционном для евреев головном уборе. В Комиссии работают 200 человек, люди разных национальностей и вероисповеданий, все эксперты высокого ранга. Ежегодно Комиссии выделяется порядка 5 миллионов фунтов в виде грантов для всевозможных проектов для поддержки расового равенства в стране. Любой гражданин страны может обращаться в Комиссию с жалобой, что его права были нарушены по расовым или этническим мотивам. Тогда Комиссия проведет расследование этих фактов, и если определит, что факты дискриминации подтвердились, то организацию, будь она государственная или частная, ждет официальное уведомление о необходимости восстановления справедливости или компенсации морального ущерба. В частности, Комиссия следит, чтобы 60 государственных организаций Великобритании не допускали никаких нарушений в области расового равноправия. В число этих организаций входит и полиция.

- Что будет с офицером полиции, который высказывал расистские заявления, - спросил Голдберга Ашот Айрапетян.
- Мы будем проверять эти факты, - ответил тот.
- А если факты подтвердятся?
- Он будет уволен!

Участники семинара встречались и с представителями этнических организаций Лондона «Африканское здравоохранение и развитие» и «Цыганский совет восточной Англии». Кроме того, у нас были встречи с руководителями Отдела общественной безопасности и Отдела Социальной справедливости района Гринвич, с бывшими полицейскими, а ныне экспертами Гринвичского Совета по расовому равенству Крисом Тейлором и Тони Кросом. Но больше всего мы проводили время в офисе Гринвичского Совета, в сопровождении его руководителей Макхама Боджуа (он выходец из Индии) и Вильяма Экину (он из Уганды).

Еще одна особенность Великобритании, да и всей Европы - здесь почти никто не готовит еду дома. Все обеды и ужины проходят в бесконечно разных ресторанах, кафе, пабах. Участники семинара смогли оценить достоинство английского, китайского, пенджабского, африканского ресторанов. А как известно ничего так не сближает людей, как совместная трапеза. Конечно за три дня хорошо узнать Лондон невозможно. Но мы были в центре Лондона, увидели здание Парламента, знаменитый Биг Бен, Вестминстерское аббатство и т.д.

25 февраля в Гринвичском Совете участники семинара собрались на своем последнем заседании. Мы подвели итоги поездки в Лондон. По просьбе Ашота Айрапетяна участники отмечали, что им понравилось в области сотрудничества полиции и этнических сообществ. Виктория Шухат, тренер Центра межнационального сотрудничества, записывала все высказывания. Потом она огласила весь список, а если какое-то высказывание у кого-то вызывало возражения, оно вычеркивалось. Таким образом ,определялись утверждения, которые поддерживала вся группа. Виктории пришлось вычеркнуть четвертую часть списка. Следовательно наша группа, состоявшая из таких разных людей, высоко оценивали результаты этой поездки. Но это не все. Еще в Лондоне мы договорились, что под эгидой Министерства по региональному развитию пройдет Круглый стол, где участник лондонского семинара расскажут о своих впечатлениях руководителям национальных сообществ, сотрудникам органов власти и милиции. Так что работа будет продолжаться.