Миф о мигрантах В начале февраля в Москве состоялось совещание по экономическим вопросам, по итогам которого президент Дмитрий Медведев поручил правительству подготовить и внести в Госдуму проект закона по упрощению миграционного режима для приглашенных на работу иностранных граждан. Предлагается рассмотреть возможность отказа от системы квот в отношении высококвалифицированных работников, упростить порядок выдачи виз и сократить сроки рассмотрения документов приезжих граждан. В российской миграционной политике ожидается серьезный поворот.
ИДЕМ В НОГУ? Миграционные процессы – важный элемент современной реальности большинства экономически активных стран. Тот факт, что наша страна стала привлекательной для многих и многих трудовых мигрантов, как нельзя лучше характеризует положительный тренд развития нашего хозяйства. Миграционные потоки в мировом масштабе, безусловно, направлены из слабых и депрессивных регионов в территории экономического роста. Ведь главный движущий фактор миграции – наличие рабочих мест.
Видео интервью телекомпании Вести Кавказа с Викторией Шухат
Однако отношение к миграционным процессам и у администраций регионов, и у местных жителей неоднозначное. Есть разнополярные тенденции – от резкого неприятия до целенаправленного приглашения. Отношение к миграции в обществе, мягко говоря, сложное. В том числе и в регионах. Так благо это или зло? Попробуем разобраться.
КТО ОНИ? Точного количества мигрантов в России не знает никто. Это следствие безвизового режима, который существует в России со странами СНГ, а большинство трудовых мигрантов приезжают как раз оттуда. Приблизительное число, которое называют разные официальные источники и независимые эксперты, колеблется от 5 до 10 миллионов человек.
Они разные. Есть сезонные мигранты, и есть люди, которые давно живут в России и не собираются возвращаться на Родину. Сезонные мигранты торгуют фруктами, работают в строительных бригадах и т.д. Постоянные имеют более или менее регулярные источники дохода, им либо не выгодно возвращаться на Родину, либо нет такой необходимости.
Например, билет Москва – Ереван – Москва сейчас дороже, чем билет Москва – Париж – Москва или Москва – Берлин – Москва, и не каждый гражданин России может себе позволить такие расходы. К тому же, каждый раз пересечение границы может вызвать проблемы у мигранта как со стороны российских пограничников, так и со стороны пограничников-соотечественников. Следует подчеркнуть, что свои пограничники иногда нетерпимее, чем российские.
ГДЕ ОНИ? Как правило, мигранты выполняют самую грязную, самую опасную и самую низкооплачиваемую работу. В Москве и крупных городах это – уборка улиц и дворов, «черная» работа на стройках, торговля на рынках, вождение общественного автотранспорта и т.д. Существует расхожий миф о «национальных» профессиях, то есть о склонности представителей той или иной этнической группы к определенному виду деятельности. Однако все не так просто.
Профессия человека и, в первую очередь, его интеллектуальные и физические способности никак не зависят от национальности. Мигранты в России занимают ту нишу, которая не была заполнена после распада Советского Союза – например, мелкая уличная торговля, продажа фруктов и овощей на рынках. У себя на Родине (на Кавказе или в Средней Азии), как правило, эти люди занимались тем же самым.
Бурное развитие рыночной торговли в России привело к появлению, кроме продуктовых, еще и вещевых рынков типа «Черкизовского». Как говорится, спрос рождает предложение. И эту экономическую нишу заполнили мигранты – не только «кавказцы» и «среднеазиаты», но и выходцы из Китая, Вьетнама, Афганистана. Как известно, в Америке самые лучшие студенты – это русские и китайцы, что является прекрасным доказательством того, что есть талантливые и обычные люди, и нет талантливых и неспособных народов. Тем не менее, население страны, постоянно наблюдая мигрантов на стройках, рынках и т.д. начинает думать, что эти люди созданы именно для такой работы. Создается миф о людях второго сорта, и критерием этого сорта является, прежде всего, их внешний вид.
КОМУ ВЫГОДНО?
Мигранты, как было сказано выше, занимаются самой непрестижной работой, поскольку уговорить москвичей, нижегородцев или питерцев, как и парижан, заниматься уборкой мусора очень сложно. Им больше нравится теплая атмосфера офиса. К тому же надо обратить внимание, что демографическая ситуация в нашей стране по-прежнему далека от идеала. Население России с каждым годом уменьшается на 500 000 человек. Происходит заметное старение населения страны. Даже при нынешнем уровне притока мигрантов через несколько лет будет наблюдаться острый дефицит «рабочих рук».
При этом опыт таких стран, как Голландия, Швеция, Норвегия показывает, что значительное повышение уровня жизни граждан не повышает уровень рождаемости. То есть автобусы и троллейбусы в 2020 году должны будут водить либо старики 70-летнего возраста, либо приезжие из тех стран, где с рождаемостью нет проблем. Да и пустующие гигантские территории Сибири и Дальнего Востока должны быть заселены. Желательно людьми, воспринимающими Россию как свой дом, а не место скорой наживы.
Есть положительный и отрицательный опыт. Скажем, Америка – изначально страна мигрантов, и там был создан эффективный механизм отбора нужных для страны людей. По наблюдениям директора Центра межнационального сотрудничества Ашота Айрапетяна американцы принимают не только молодых людей, не имеющих специальности, но и людей, имеющих высокую квалификацию, таких как врачи, программисты, преподаватели. «Мне было очень странно, что некоторые русские, с которыми я встречался в Америке, работали в школах учителями английского языка», – говорит эксперт.
Тем не менее, в Америке тоже имеется огромное число нелегальных мигрантов, создающих американскому обществу проблемы. Есть интересный опыт работы с мигрантами в Великобритании, Канаде и Германии. Некоторое время назад немцы с удивлением обнаружили, что турки, приехавшие в Германию 20–30 лет назад, не только не ассимилировались, но и наоборот стали демонстративно подчеркивать свою этническую принадлежность. Поэтому у них есть специальные программы для адаптации мигрантов в местное сообщество, чтобы люди, сохраняя свои национальные и религиозные традиции, адаптировались.
В Канаде существует специальная программа мультикультурного развития, задача которой - снять проблемы межнациональной напряженности в стране. В Великобритании в рамках Министерства внутренних дел и Скотланд-Ярда существуют отделы, задача которых - защищать расовые меньшинства. МВД Великобритании ежегодно выделяет гранты для общественных организаций, которые помогают мигрантам адаптироваться к британским условиям. Особенно интересно заметить, что, по данным британской статистики, приезжие создают на 30% больше рабочих мест, чем, собственно, их приезжает. Вероятно, именно этим явлением обусловлено создание одного из самых мягких по отношению к гостям страны законодательств.
ГДЕ МИФ, ГДЕ РЕАЛЬНОСТЬ?
Подавляющее число мигрантов честно работают на своих рабочих местах. Но есть и те, кто приезжает в Россию в поисках приключений. Официальная статистика МВД РФ показывает, что они совершают не больше 5% от общего числа преступлений в России, однако любое правонарушение, совершенное человеком с другой внешностью, другой веры, общество воспринимает с крайним раздражением.
Этим злоупотребляют многие российские СМИ, периодически публикующие данные о якобы огромном количестве преступлений со стороны мигрантов. Выражение «вчера двое русских ограбили банк» в наших СМИ вряд ли услышишь, а про двух грузин, армян, цыган и т.д. – сколько угодно. Таким образом, создается стереотип «плохого, опасного» мигранта, который приехал в Россию с целью ограбить, изнасиловать, убить. Цыгане, чеченцы, дагестанцы, являющиеся гражданами России, попадают под эти же стереотипы. Как говорится, «в России бьют не по паспорту, а по морде».
При этом проблема существует, она не надумана. Одномоментное пребывание на территории региона большого количества людей других культур не может не вызывать сложностей. Языковой барьер, иные традиции, нелегальные экономические отношения, отсутствие современной системы контроля и учета, возникновение страховых случаев, увеличение нагрузки на коммунальные службы, потребность во вложениях в адаптацию со стороны федеральных, региональных и муниципальных властей, специальная работа с коренными жителями по продвижению идеи принятия представителей других культур… Список можно продолжать. Возникает традиционный для России вопрос – что делать?
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
Следует отметить, что в последние годы стиль и методы работы Федеральной Миграционной службы РФ изменились в положительную сторону. Она перестала быть только карательным органом, как это фактически было в конце 90-х годов XX века. Но для более качественного изменения ситуации необходимы, по аналогии с Великобританией, Германией, Канадой, специальные программы по урегулированию миграционных процессов, составной частью которой должна быть социальная адаптация мигрантов и поддержка общественных организаций, которые работают в этом направлении. Кроме кнута, должен быть и пряник в работе миграционной службы. В этой сфере важное значение имеет взаимодействие органов власти с этническими организациями, которые уже почти 20 лет существуют в России.
Очевидно, что нужна программа поддержки и адаптации мигрантов не только в рамках работы миграционной службы, но и в органах власти всех уровней. Именно такая работа поможет увеличению пользы от мигрантов и минимизации вреда, который они могут принести. Предварительная работа в странах исхода, активное взаимодействие с посольствами и представительствами этих стран, широко освещаемая в средствах массовой информации потребность в представителях тех или иных профессий, обязательные вечерние школы по изучению русского языка, организация доступа к другим услугам – медицинским, транспортным, нотариальным, страховым, образовательным, взаимодействие с бизнес-структурами на предмет повышения прозрачности экономических данных по труду мигрантов, взаимодействие с этническими объединениями на предмет активного вовлечения мигрантов в процессы общественной жизни широких слоев населения, популяризация принципов интернационализма, еще не до конца забытых с эпохи Советского Союза. К счастью, мы можем воспользоваться опытом других стран, почерпнуть из него лучшее и отбросить недостатки.
КУДА ЕДУТ?
Основной критерий привлекательности региона для мигранта – рынок труда. Едут туда, где есть работа. В России, как и в Европе, в первую очередь в крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург и т.п.
В Вашингтоне туристам показывают монумент, посвященный мигрантам. Американцы прекрасно понимают, что сверкающие небоскребы мегаполисов – во многом заслуга мигрантов. Москва всех поражает своими новыми зданиями и дорогами, и, возможно, когда-нибудь в Москве появится памятник «строителю-таджику». Аналогичная ситуация имеет место и в других крупных российских городах.
Анализируя современную ситуацию с миграционными процессами, хочется заметить, что только от нас зависит, будет ли приток новых рабочих рук в Россию благом или сложностью. В большинстве стран экономическая выгода от приезжих настолько очевидна, что создаются специальные программы по привлечению тружеников из-за рубежа. Борьба за человеческие ресурсы ведется в общемировом масштабе. Хочется верить, что Россия выйдет из этой борьбы победительницей.
Виктория ШУХАТ, бизнес-консультант
Источник: Российское Экономическое Издание ВВП
|