Логин/Пароль

  • Забыли пароль?
  • Забыли логин?
  • Создать пользователя

Строка Поиска

Четверг 01 Июня

Главная Новости День Единства или Терпимости?
День Единства или Терпимости?
5В подмосковном пансионате 24-25 октября прошел тренинг «Молодежь и толерантность», организованный Центром Межнационального Сотрудничества (ЦМС) в котором участвовали представители 21 вуза Москвы, Санкт-Петербурга,  Нижнего Новгорода. На нем обсуждали причины возникновения экстремизма в молодежной среде. На тренинге была выдвинута идея  организовать конференцию, пригласить представителей других московских вузов и обсудить, что можно сделать, чтобы эффективно противостоять экстремизму и добиться, чтобы наша молодежь стала более толерантной. Второго ноября конференция «Распространение идей толерантности в молодежной среде» состоялась в Московском Университете Дизайна и Технологии.

Участники конференции выяснили, что толерантности в стране нет из-за бедности, равнодушия и морального и этического бескультурья. А изменить ситуацию может именно молодежь.

 

Участники  согласились, что термин «толерантность» должен значить не просто «терпимость», а именно уважение к инаковости другого человека. И 4 ноября необходимо праздновать именно день народного единства, а не день терпимости. Ведь на терпимости национальную политику не построишь, как верно заметила Ирина Гаврилова, председатель комиссии по делам национальностей и миграционной политике общественного совета Москвы.

Ашот Айрапетян, директор ЦМС, привел данные правоохранительных органов: в России большинство заключенных в тюрьму за экстремизм - это молодежь. И милиции не сделать молодежь более толерантной. Напомним, участники тренинга оценили обстановку в Москве в 2,5 балла из пяти: «А это значит, что пока националисты хотят устраивать социальную справедливость, представителям любого народа будет некомфортно в столице». День народного единства должен быть не альтернативным русским маршем, а показательной акцией: здесь разные народы, это все Россия, но мы все вместе несем ответственность за то, что происходит в стране. Международный опыт показывает, что запрещать марши, шествия очень сложно и не нужно. Лучший способ борьбы против расизма и ксенофобии - когда на фашистский марш выходит две тысячи человек, а антифашистский - двадцать тысяч. Тогда те, кто ищет, и те, у кого сильно развито стадное чувство, примкнут ко второй группе.

По  словам Дарьи Мориной, которая  курирует направление «толерантность» в  Федеральном агентстве по делам молодежи, в интернете развернута настоящая информационная война, в адрес оргкомитета фестиваля «Все свои» сыплются обвинения.

На конференции задали вопрос: кто воспринимает День народного единства в качестве праздника? Подняли руки четыре человека и Даша. Она поясняет: государственные праздники сначала придумываются, а что должны делать люди, не объясняется,  понимание формируется позже.

 

На конференции все пришли к заключению, что журналисты дают неверные и необъективные оценки многому из того, что касается миграции. В поле зрения попадают только  случаи негативного отношений к мигрантам, как правило  убийства.

После того, как в газете первый раз появилось выражение «лица кавказской национальности», журналисты это подхватили и сделали штампом. А ведь на Кавказе живет более ста народностей, которые исповедуют разную религию и говорят на разных языках. «Как можно всех в одну кучу сваливать? Просто было важно создать интегрированный образ», сказал Гегам Халатян, Заместитель председателя Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы. В определенный момент СМИ из классового внутреннего врага (буржуазия) набросились на врага другой национальности (кавказцы). Журналистам нужно понять, что их работа часто только усугубляет напряженную ситуацию.

 

«Важно, чтобы мы знали, понимали и уважали культуру других людей, ведь не только русские достигли определенных высот», - сказала заместитель председателя Комиссии по делам национальностей и миграционной политике Мария Котовская. Сейчас в вузах много предметов, но студенты не знают, сколько разных национальностей живет в нашей стране. При этом понятно, что толерантность закладывается еще с детства. Поэтому установки быстро не изменятся. Проблему интернационального воспитания нужно поставить на первое место, в общеобразовательных курсах нужно переставить акценты. Наш интерес к западной культуре и абсолютное равнодушие к непосредственным соседям порождают подобное пренебрежительное отношение, которое мы имеем сейчас. Странно, что предмет «межкультурная коммуникация» есть только на отдельных специализациях. Это неправильно».

«Ни одно государство, которое имеет многонациональны состав,  не сможет существовать долгое время, если на законодательном и воспитательном уровне не будет прививаться уважение друг к другу», считает Гамид Булатов, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Мы можем и должны брать лучшее, что есть у других народов, при этом не забывать свое. Россия всегда была многонациональным государством, и мы старались жить в мире. Были и другие периоды, но заканчивались они трагически (раздробленность, смутное время, гражданская война). Каждый раз это приводило к тому, что ни один народ не процветал, в том числе и  русский: «Наоборот - все приходило в упадок, и от страны откусывали все, кому не лень».

Чисто русское государство будет нежизнеспособно, долго в современных условиях не будет существовать, ведь мир идет по линии универсализации. Есть еще и особенности современного периода - ни одна конференция по толерантности не принесет желаемого результата, если не принять необходимых мер на государственном уровне. Гегам Халатян предложил вывести тему толерантности на уровень нацпроекта, «потому что даже со свиным вирусом мы сможем справиться, а эта зараза [национализм] подтачивает нас изнутри, и он может разрушить все. Нужны очень серьезные меры, иначе мы действительно скатимся. Гамид Булатов предложил в первую очередь выровнять экономическое развитие разных регионов страны: «Понятно, что с окраин всегда будут ехать туда, где уровень жизни выше. Крупные города будут переполнены, а Сибирь запустеет». Во-вторых, толерантность нужно прививать не только студентам престижных вузов, но и контингенту пониже (например, студентам ПТУ). И не только коренному населению, но и мигрантам.

Если приезжий ведет себя плохо, это сказывается на отношении ко всему его народу.  Почему так происходит? «Ведь если себя будет плохо вести Иван Иванович, то его воспринимают как невоспитанного. А если Магомет Магомедов, то это будет уже хам как представитель этого народа. Это надо понимать всем мигрантам», заключил сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.

Непонятно, откуда возник националистический экстремизм, ведь в СССР к другим национальностям относились нормально, считает Гегам Халатян. Раньше говорили, что если человек плохо себя ведет, так это потому, что он дурак. В СССР было стыдно высказывать неприязнь к другому человеку, интеллигент такого себе позволить не мог, дополнила Ирина Гаврилова.

Большая проблема заключается в миграционной политике Москвы. Квотами ограничивают возможность законно оформить работника, создаются искусственные препоны. И с этого кормится много местных чиновников, считает Гегам Халатян. Союз Армян России, где он является вице-президентом, не раз предлагал, чтобы по гостевой (трехмесячной) регистрации можно было возвращаться в Россию только через год, ведь сейчас по истечении этого срока можно на следующий день зарегистрировать человека уже по другим документам. Поэтому в Москве остались бы только полезные люди, а не масса бедных гастарбайтеров.

 

Кирилл из ВАВТа эмоционально рассказал о накипевшем: выходя каждое утро с Киевской, к нему бросается толпа мигрантов и что-то «впаривает»: «И дело не в том, преподают культурологию в вузах или нет. У меня именно из-за этого сформировалось негативное отношение к этим народам».

На это Гегам Халатян ответил: «Нет такой национальности,  которой воспитывают так: ты вырастешь и пойдешь к Киевской торговать семечками. У него нет работы, он вынужден делать это. Поэтому надо регистрировать тех, у кого есть работа, и отправлять подальше тех, у кого нет работы».

Директор ЦМС продолжил: «Врагов не надо искать далеко. Главный наш враг - лень. Мы думаем, что кто-то должен вместо нас создавать эту замечательную страну, где нам хочется жить. Проблема в том, что в Москве сконцентрировано восемьдесят процентов капитала страны, поэтому у остальных есть выбор: или сидеть без работы, или приезжать сюда. Так что нужна государственная национальная и молодежная политика. В Европе молодежные программы финансируют органы власти, у студсоюзов есть реальные и очень неплохие деньги. Тогда студенты делают и работу, и проекты. Получаются конкретные шаги на практике».

Два часа, отведенные на конференцию, пролетели очень быстро. «Будем надеяться, что когда-нибудь день Народного единства превратится в день Единства Народов», - подвел итоги конференции Ашот Айрапетян.

 

Полина Мякинченко