Итоги семинара в Санкт-Петербурге
В чем заключается дискриминация по половому и национальному признаку? Как реально помочь угнетенным слоям населения и как это поможет построить гражданское общество в России? Это мы обсуждали на семинаре, который прошел с 26-го февраля по 4 марта в Санкт-Петербурге. Проект, финансируемый Евросоюзом, называется «Усиление роли женщин-иммигранток и женщин этнических меньшинств для преодоления дискриминации». («Building capacities and networks for immigrant and ethnic minority women: an integrated project to fight gender and ethnic discrimination in Russia»).
Это проект, в результате которого в семи регионах России откроются автономные пункты помощи женщинам. Для этого 20 представителей общественных организаций проводили специальное анкетирование и участвовали в тренинге с российскими и европейскими специалистами. Кроме того, они встречались с представителями органов власти своих регионов. А в мае дамы поедут в Италию и на Мальту для того, чтобы посмотреть, как подобные проекты реализуются там.
Евросоюз финансирует программу IBPP – Institution Building Partnership Program (Программы партнерства в области институционального развития). Она призвана двигать страны к рыночной экономике, к укреплению демократии и гражданского общества. Главная цель программы – стимулировать инициативы некоммерческих организаций и региональных властей для работы в социальной сфере. В рамках этой программы и создан совместный проект московского Центра Межнационального Сотрудничества (ЦМС) и образовательного центра торгово-промышленной палаты Милана «Формапер».
ЦМС уже более одиннадцати лет занимается межнациональными вопросами, противостоит дискриминации и ксенофобии. Директор Центра Ашот Айрапетян сказал: «Благодаря нашему опыту и интерактивным методам, мы готовим людей, которые реально могут повлиять на ситуацию». Кроме состоявшихся лидеров общественных организиаций в тренинге участвовало пять девушек. Ашот пригласил нас потому, что у нас есть желание повлиять на ситуацию, и чтобы мы могли перенять и положительный, и отрицательный опыт дам. Думаю, мы получили больше: навыки общения и поиска компромисса со старшим поколением.
По словам эксперта по межкультурным коммуникациям Иды Кастильони (Ida Castiglioni), главная цель ЕС – создание полного равенства внутри социума: «Чем лучше общество сможет решить проблему отличий, тем более миролюбивыми будут наши страны. И не только из-за межэтнических конфликтов, но и потому что женщины – это превосходное средство для достижения мира во всем в мире. Поэтому чем больше мы занимаемся образованием женщин, тем больше у нас шансов».
В России реализуется не так много именно практических проектов, которые помогают женщинам-иммигранткам и представителям этнических меньшинств. Поэтому ЦМС, который занимается межнациональными вопросами, стал работать с лидерами общественных организаций из семи регионов России (Республики Карелия, Краснодарского края, Самарской, Ярославской, Астраханской, Свердловской, Иркутской областей).
Стартовое совещание прошло в сентябре в Подмосковье. На нем будущих волонтеров – работников пунктов по поддержке женщин – знакомили с деталями проекта. Поскольку по проекту предполагалось проведение анкетировая женщин-иммигранток в регионах, на семинаре активно обсуждались поле, анкета и выборка этого социологического исследования. В проведении анкетирования также помогали представители органов власти в части регионах.
На семинаре, уже в Санкт-Петербурге, итоги проведенного анкетирования подводила Мария-Людовика Боттарелли (Maria Ludovica Bottarelli-Tranquilli-Leali), генеральный секретарь итальянского отделения организации «Европейское женское лоббирование» (European Women’s Lobby). В течение всего тренинга иностранных специалистов блестяще переводила Ксения Ширяева. Итак, всего анкеты заполнили 708 женщин. Из них 65% замужем, и столько же работает. 32 % из них чувствуют себя дискриминированными, в основном в обществе и внутри семьи. Из них почти 40% – как женщина, треть – как женщина и представитель другой национальности, а остальные – только как представитель другой национальности. Внутри этнической группы половина женщин реально не зависит от мужа, но по традиции демонстрирует ему покорность. 38% женщин считает, что в процессе трудоустройства также существует дискриминация по этническому принципу. При этом подавляющее большинство из них не знают о том, что российское законодательство предусматривает гендерное равенство. По мнению опрошенных, только около 30% инициатив и акций в поддержку гендерного и этнического равенства принадлежит государству.
Мария-Людовика ожидала, что женщины в России будут более эмансипированными в силу нашего советского прошлого (впервые женщины получили избирательное право в 1917 году, на 3 года раньше, чем в США, на 28 лет раньше, чем во Франции и на 54 года раньше, чем в Швейцарии). По ее словам, наша страна только на пути к формированию гражданского общества, поэтому многие дискриминированные слои населения пока не осознают и не признают эту проблему.
Результаты анкетирования также прокомментировала автор книги «Кризис семьи в эмиграции», кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Наталья Шалыгина. Она отметила, что женщины в иммиграции быстрее мужчин адаптируются к экстремальным условиям выживания, в принципе семья выживает за счет женщин. Так что, если подобное анкетирование провести среди мужчин, данные будут гораздо хуже.
В первый день семинара Наталья Шалыгина рассказывала нам о правовом пространстве гендера в России. Мы узнали, как правильно использовать законы и международные декларации и как лоббировать свои интересы во власти и в общественном сознании. Так, мы участвовали в ролевых играх, в которых пробовали убеждать влиятельных «серых кардиналов» и лидеров общественного мнения в том, что им выгодно заниматься проблемами женщин. Это, разумеется, оказалось довольно сложно. Кроме того, мы поговорили про роль журналистов в процессе работы с массами людей. (Так, многие россияне считают, что феминизм – это мужененавистничество, хотя на самом деле это защита прав женщин). Многие дамы сами попробовали себя в роли журналистов, когда задавали вопросы губернатору и лидеру правозащитного молодежного общественного движения.
На второй день семинара Мария-Людовика Боттарелли познакомила участниц с историей борьбы за права женщин в Европе и с понятием «мейнстриминг». Это комплексная стратегия по внедрению гендерного равенства, учет гендерных аспектов в любой политике, на всех уровнях. Она делалась опытом, приводила примеры успешной защиты прав женщин в Европе, рассказывала об особенностях функционирования организации «Европейское женское лоббирование».
В ГУ «Санкт-Петербургский Дом национальностей» нам уделили время его гендиректор Алла Сергеевна Дыдымова и Председатель Общественного молодежного совета по делам национально-культурных объединений Санкт-Петербурга и соотечественников за рубежом Владимир Викторович Михайленко. Они рассказали о том, что содержание организации целиком берет на себя город, а сам Дом занимается реализацией «Программы Толерантности». Немногие приглашенные лидеры этнических организаций Санкт-Петербурга усомнились в том, насколько хорошо она выполняется. На вопрос Марии-Людовики о том, чем Дом Национальностей может помочь страдающим от дискриминации людям, Владимир Викторович ответил, что они этим не занимаются, а могут только посодействовать. Менеджеры проекта Франческа де Паула и Ашот Айрапетян считают, что государство только разрабатывает общую политику, а ее реализацию нужно доверять общественным организациям, потому что они работают непосредственно «на почве». Чиновник, политик может вообще не знать, какие проблемы есть у таджикской женщины. А организации выступают как первый фронт, как мост между обществом и властью. Процесс выстраивания отношений на доверии очень долгий.
Чтобы власть и общественность стремились к одному и тому же и помогали друг другу, во время семинара наши дамы встретились с восемью представителями власти своих регионов. Кое-кто из них уже заявил, что готов сотрудничать, правда, пока не называя конкретные формы: «Это уже задача общественных объединений. На этом семинаре мы постарались дать им какие-то инструменты, а дальше они будут общаться с правительствами, и будут искать общий путь к решению вопросов, – говорит Франческа де Паула. – Там, например, где объединениям не хватает помещений, власть может их дать для открытия нового пункта».
Следующие несколько тренингов с нами провела Ида Кастиольни, профессор факультета социологии Университета Милан-Бикокка. Главная сфера ее профессиональных интересов – межкультурные коммуникации. Она также психотерапевт, поэтому с нами использовала комбинацию теоретического и практического подходов. Целый день мы посвятили работе над собой как над лидерами. Сначала мы разделились по парам, и каждая дама рассказывала про личные достижения партнера. На это ушло около трех часов. Потом мы изучали основные навыки лидера (принимать свое мнение, эмоции, физические ощущения, культивировать в себе спокойствие, размышлять, уметь использовать свои преимущества и воплощать видение самой себя в реальность). Работа проходила в доступной, живой, игровой форме. Фактически это была групповая психотерапия. Многим не составило труда сформулировать, чего они хотят достичь через 5 лет: дамы ясно видят свои цели, и знают, как их добиться.
Ида сказала, что очень важно работать с личной миссией и миссией твоей организации, ведь даже если они звучат всего лишь как идеальные принципы, вера в них может стать движущей силой для твоей работы. То есть когда ты оказываешься в некомфортной ситуации, ты задаешься вопросом: «Зачем я этим занимаюсь? Я так устала, я так опустошена…». И именно в такие моменты ты вспоминаешь свою цель.
Вместо одной части тренинга о культурном самосознании, обобщениях и стереотипах мы поехали на экскурсию по Санкт-Петербургу. Однако нам пришлось наверстать упущенное, когда мы добрались до «развития межкультурных компетенций» и разразилась горячая дискуссия о национальной идентичности. Ида рассказывала, что нужно подходить к вопросу о различиях с точки зрения этнорелятивизма, то есть признания равенства всех. Причем не только каждому человеку, но и организации в целом. Так, каждую ступень движения к мирному сосуществованию мы с позиции последствий для организаций. Как пример «сопротивления» мы с Машей Макушевой привели отношение жителей мегаполисов к выходцам с Кавказа, употребив термин, который, как выяснилось, двумя участницами тренинга воспринимается как оскорбление. И все-таки развивать в себе мультикультурализм полезно даже не потому, что есть иммигранты, а хотя бы потому, что есть разные гендеры.
Ида предложила осознать, на какой стадии толерантности находятся наши организации, и что можно предпринять, чтобы приблизиться к этнорелятивизму. Мы с ребятами набросали масштабный проект, который помогает интегрировать иммигрантов в российское общество. Однако он не вызвал особого интереса, так как некоторые дамы спешили получить деньги за билеты. Одна из самых интересных частей семинара была посвящена инструментам, которые сама Ида использовала для улучшения коммуникации с людьми, приходящими с проблемами. То есть мы изучали методику консультирования женщин в создаваемых пунктах: как быть более эффективными и компетентными для того, чтобы справляться с этими проблемами. За основу мы брали подход, сфокусированный на решении, а не на проблеме. Мне удалось попробовать себя в роли консультанта, к которому пришла несчастная потенциально безработная женщина. Я должна была использовать активное слушание и эмпатию. С первого раза не получилось. Это был полезный опыт, который в очередной раз доказал, что прежде чем серьезно помогать другим, нужно самой твердо стоять на ногах. О роли гражданского общества в оказании социальной поддержки населению мы говорили с Лоррейн Спитери (Lorraine Spiteri). Она представитель Женской Образовательной группы (Women Study Group), которая является членом Мальтийской Конфедерации Женских Ассоциаций (Malta Confederation of Women’s Organisations). Лоррейн рассказывала об удачных практиках НКО Мальты, о том, как маленькие шаги ведут к устойчивым изменениям в масштабах страны. И, наконец, дамы обсуждали роль своей организации в начинающемся процессе равенства всех со всеми, проблемы отношения к женщиам, столкновения с бюрократией и др. В последний день часть наших дам присоединились к тренингу для представителей органов власти, остальные же получали новые знания в гендерной сфере. Так, мы были поражены некоторыми данными, например о том, что женщины отрабатывают 2/3 всех рабочих часов, производят половину всей еды, получая при этом всего 10% от мирового дохода, и владея менее 1% мировой собственности (данные ООН). Кроме того, женщины выполняют подавляющую часть неоплачиваемой работы. В Великобритании такая работа на одну женщину оценивается в среднем в 34 тысячи фунтов стерлингов в год (1,6 млн руб.).
«Нет ничего более неравного, чем равное отношение к неравным»: женщины заставляют мужскую половину человечества признать себя полноценными членами общества, а инвалиды и иммигранты вынуждены наравне с остальными добиваться своих целей. Вот лишний повод для размышлений. Мы получили распечатки с отчетом «Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин в России в контексте Целей Развития Тысячелетия» за 2005 год. Это конкретные цифры, на которые можно опираться, доказывая дискриминацию по отношению к женщинам в нашей стране.
Предполагается, что эти пункты помощи откроются при уже существующих общественных организациях, и в них будут работать волонтеры. Поэтому больших расходов не будет. Первое время они будут частично финансироваться за счет гранта, а потом, как считают иностранные специалисты, они смогут существовать благодаря помощи власти, и даже распространятся по всей России.
Полина Мякинченко
|