Логин/Пароль

  • Забыли пароль?
  • Забыли логин?
  • Создать пользователя

Строка Поиска

Четверг 01 Июня

Главная Новости Визит в Англию13 ноября 2000 года представителей органов власти
Визит в Англию13 ноября 2000 года представителей органов власти

Центр межнационального сотрудничества совместно с английской неправительственной организацией Responding to Conflict (RTC) выполняют проект, посвященный ознакомлению с опытом Великобритании в области содействия межрасовому и межэтническому согласию в обществе.

И вот, 13 ноября 2000 года в рамках этого проекта в Лондон отправилась наша делегация, в состав которой входили руководители пяти российских регионов (Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова и Краснодара), курирующие в своем регионе работу с национальными общинами. Москву в составе делегации представляли заместитель председателя Комитета общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы Абрар Ярлыкапов и Татьяна Дьякова из Московской городской Думы. Из остальных регионов участниками делегации были: заместитель губернатора Нижегородской области, директор Департамента по связям с общественностью Ольга Савинова, начальник Отдела по работе с общественными организациями и СМИ Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Южном Федеративном округе Анатолий Максимчук, начальник Управления по связям с общественностью Администрации Санкт-Петербурга Андрей Ветров, начальник отдела межнациональных отношений управления информации и социально-политического прогнозирования администрации Краснодарского края Екатерина Иванченко, заместитель начальника Отдела зарубежных связей Мэрии Краснодара Алексей Еремин. С нами вместе в Англию поехал также начальник Департамента по взаимодействию со СМИ и связям с общественностью Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Сергей Подгорбунский. Целью визита было ознакомление с опытом работы английских государственных органов. У нас были встречи в Скотланд Ярде, в Министерстве внутренних дел, в Парламенте Великобритании, в мэрии Большого Лондона, в префектурах Кендом и Ньюгам, в Комиссии по расовому равенству (у них, оказывается есть такая комиссия), в мэрии второго по величине города Англии - Бирмингема, и в штаб-квартире знаменитой телекомпании Би Би Си и т. д.

Хочу сразу подчеркнуть, что во всех британских правительственных организациях к нам относились очень хорошо и всячески подчеркивали свое дружеское отношение к нашей стране. Но самое главное, британские органы власти рассказывали нам исключительно об успехах и трудностях своей работы и ни разу не пытались сравнивать наши страны по тем или другим показателям, тем более читать нотации или критиковать нас. Нетрудно догадаться, что при желании можно найти немало аспектов и тем, по которым Россия и Великобритания отличаются кардинальным образом. Однако, английские официальные лица, как и подобает гостеприимным хозяевам, избегали каких-либо тем, которые могли испортить настроение гостей.

Как выяснилось, в Лондоне около 25 процентов населения - представители этнических меньшинств. Для сравнения, в Москве представителей не русской национальности не более 20 процентов. В Москве живут представители около 150 национальностей, в Лондоне - 300. Причем, если в Москве и других крупных городах России национальные меньшинства отличаются от русских по этническим признакам, то в Великобритании очень много выходцев из других расовых групп. Так, например, в Лондоне сорок процентов всего числа национальных меньшинств составляют чернокожие британцы. Есть еще и одна большое отличие от Москвы. В Лондоне представители национальных меньшинств, как правило, живут компактно. И поэтому в ряде периферийных районов города белые англичане составляют меньшинство. Таким образом, демографическая обстановка в Великобритании не менее сложнее, чем в России. Однако, в отличие от России, политическая и экономическая системы Великобритании не потерпели каких-либо существенных потрясений. Объединенное Королевство, как любят себя называть британцы, была и остается одной из самых богатых и мощных государств мира. Однако, не только этим объясняются внушительные финансовые вложения, которые правительство Великобритании выделяет для достижение межрасового спокойствия в обществе. Просто они еще тридцать лет назад «пережили» тот период своей истории, когда общество старалось списать экономические трудности и рост преступности на «чужаков», то есть на эмигрантов, большинство из которых - выходцы из бывших британских колоний. Полиция тут же отреагировала на социальный заказ и принялась силой усмирять «нарушителей». В итоге карательных мер полицейскими был убит шестнадцатилетний чернокожий юноша, и в негритянских кварталах города начались самые настоящие волнения. Конечно, в Англии также существуют политики, считающие, что любое неповиновение властям надо пресекать огнем и мечем. Однако, тогда большинство видных политических и общественных деятелей Великобритании выступили с резким протестом против разгула расовой дискриминации в стране и требовали от правительства решительных мер для создания межрасового согласия в обществе.

В итоге, сейчас фактически во всех властных структурах Великобритании существуют подразделения, задача которых - содействовать межрасовому равенству в обществе. Такие подразделения имелись в частности во всех вышеперечисленных государственных организациях, где мы провели встречи. Причем, Министерство внутренних дел Великобритании не только имеет такое подразделение, но и одной из основных задач Министерства является обеспечение юридической защищенности расовых и этнических групп. Не случайно полное название этого Министерства - Министерство внутренних дел и толерантности, а указанное подразделение называется Объединение Расового Равенства.

Любопытно, что в Скотланд Ярде (официально он называется Столичная полиция) тоже существует отдел, работающий в сфере межрасовых отношений. Однако, если в ГУВД Москвы аналогичные подразделения борются с преступными этническими группировками, то подразделение в Скотланд Ярде имеет совершенно другие задачи. Основная задача этого подразделения - защита этнических групп. Оно называется Отделением по борьбе с расовыми преступлениями. Помимо центрального офиса Скотланд Ярда в отделениях полиции во всех 32 районах Лондона существуют группы офицеров, которые специализируются на работе с расовыми и этническими общинами своего района. Это типа наших участковых, с той лишь разницей, что они работают не со всеми жителями района, а только с представителями меньшинств. Причем, эти офицеры проходят специальное обучение, и в их обязанности входит посещение семей и решение с ними всех проблем, касающихся полиции. Одна из важнейших задач указанного Отделения - пресечение расистской пропаганды или действий, ущемляющих права этнических и расовых меньшинств. С этой целью созданы специализированные информационные центры и советы, в состав последних входят, также представители из расовых и этнических меньшинств. Следует подчеркнуть, что Министерство внутренних дел и толерантности требует от всех государственных учреждений, чтобы в их персонале представителей этих меньшинств было не менее 10 процентов.

И, тем не менее, в Великобритании существует Комиссия по расовому равенству, которая финансируется правительством, однако работает независимо от властных структур. Эта Комиссия следит, чтобы в госучреждениях и в частных фирмах не было дискриминации по расовому признаку. В частности специальное подразделение комиссии рассматривает все жалобы, поступающие от представителей расовых и этнических меньшинств.

Необходимо подчеркнуть, что самый большой успех, которого добились Скотланд Ярд, Министерство внутренних дел и толерантности, Комиссия по расовому равенству и другие организации, работающие в сфере межрасового согласия в том, что представители меньшинств стали значительно больше обращаться в государственные инстанции с жалобами об ущемлении их прав. Следовательно, эти люди стали больше доверять государству, они поняли, что государство сможет их защитить. И если по Горячей линии, созданной в ГУВД Москвы по приказу мэра столицы Юрия Лужкова, в основном звонят по поводу незаконных действий сотрудников столичной милиции, то в Комиссии по расовому равенству чаще рассматривают жалобы об отказе принять на работу из-за расового происхождения. Интересно, что когда Комиссия определяет, что это не просто субъективное мнение представителя расового меньшинства, то она обращается в данное предприятие с требованием, либо принять данного человека на работу, либо оплатить ему компенсацию за моральный ущерб. Около 80 процентов предприятий так и поступают. Только в 20 процентах случаев Комиссии приходится обращаться в суд.

В Великобритании мы провели пять дней. У всех нас в номерах были телевизоры и мы могли убедиться, что британские телеканалы не показывают ни боевиков, ни фильмов ужасов, и не рекламируют предметы женской гигиены. В штаб квартире телекомпании Би Би Си нам вручили толстенную книгу о том, что можно, а что не следует показывать в эфире. Например, пугать обывателя полицейскими сюжетами, где много крови и насилия, типа наших телепередач «Криминал» по НТВ, «02» по РТР и т. д., в Англии не только не принято, но и запрещено. А если кто-то из журналистов захочет акцентировать национальность или расу преступника, то его и руководство СМИ ждут серьезные неприятности. Еще большие неприятности ожидают публичного политика, если он допускает расистские или антисемитские высказывания. Тогда Комиссия по расовому равенству и другие компетентные организации могут запросто добиться того, чтобы карьера этого человека, как публичного политика на этом и закончилась. Один из руководителей Би Би Си Ранджид Сондхи, индус по происхождению, подробно рассказал членам нашей делегации, как работает подразделение Би Би Си, специализирующееся по расовым меньшинствам. Нам показали студии и редакционные помещения, где создаются телепередачи. Мы были также в отделе Азии, где нам рассказывали, как делаются передачи (на английском и на национальных языках) для выходцев из Азии.

Наша поездка была очень насыщенной - две-три встречи в день. Каждая встреча продолжалась 2-3 часа и была очень насыщенной как информацией, так и впечатлениями. То есть, мы поехали в Лондон не отдыхать, а работать, и работали очень интенсивно. Однако, как говориться, игра стоила свеч. По общему мнению членов делегации, поездка была очень интересной и полезной. Конечно, автоматическое применение британского опыта в России не целесообразно. Однако, для того, чтобы у нас создать эффективные механизмы для поддержки межнационального согласия в стране следует внимательно изучить международный опыт. Я думаю, что члены нашей делегации еще долго будут анализировать увиденное и услышанное в Великобритании, и смогут использовать эту информацию в своей повседневной работе.

 

Послесловие

В субботу у нас был свободный день, и я встретился с моей давней знакомой Ники Тороуд из английской правозащитной организации Minority Rights Group. В малюсеньком индийском ресторане в центре Лондона, где мы спрятались от дождя, я спросил у официанта, выходца из Бангладеш: «Правда, что власти Великобритании защищают равноправие расовых меньшинств? Вы ощущаете здесь неравноправие?». Он помрачнел и ушел, но скоро вернулся с очередным блюдом и сказал:

- Неравноправие там, в Бангладеш, где люди страдают от нищеты и политических репрессий. Здесь хорошо, мне здесь нравится.

Ашот Айрапетян

Директор Центра межнационального сотрудничества