Отношения национальных меньшинств, властей и милиции (полиции) - вопрос очень непростой и весьма чувствительный. При всех различиях истории национального вопроса в наших государствах, обнаружилось и много общего, и потому было очень интересно и весьма познавательно познакомиться с положением дел в этой сфере в Великобритании. После ряда потрясений и общенациональных конфликтов на расовой почве, британское общество осознало жизненную необходимость изменения положения дел. Было признано, что дискриминация, предрассудки, расизм - симптомы опасной болезни общества, которую надо лечить сообща. Движущей силой реформ стало партнерство национальных меньшинств, государства и полиции. Они развивалось непросто, небольшими шагами, преодолевая предубеждения, стереотипы и множество трудностей, но результаты впечатляют. С учетом Европейской конвенции по правам человека, был принят Закон о Расовом Равенстве и учреждена Комиссия по Расовому равенству с самыми широкими полномочиями, вплоть до контроля над деятельностью полиции. Теперь полиция хорошо понимает, что за ее деятельностью осуществляется постоянный контроль, и учитывает в своей работе необходимость внимательного и осторожного обращения с людьми всех рас и национальностей. То есть попросту исполняет принятые законы. Полиция сама приглашает представителей комиссии по Расовому равенству, если есть основания полагать, что расследуемое дело имеет расовую окраску, и это в равной степени относится как к преступникам, так и к жертвам. Более того, посещение Директората по многообразию Скотланд Ярда, полицейского участка в Вулвиче и Хендонского колледжа подготовки полицейских продемонстрировало, что расовое равенство стало органичной и необходимой частью жизни общества. Программа привлечения на работу в полиции представителей национальных меньшинств действует уже многие годы, и мы видели, как она осуществляется на практике. Кстати, полиция в Великобритании - не государственная служба, а организация, предоставляющая соответствующие услуги обществу.
Особенно интересными были встречи в Гринвичском Совете по Расовому Равенству, где представлены как национальные организации, так и полиция, и органы власти. Совет не только поддерживается, но и финансируется как государством, так и полицией. И это оказалось не только полезным в социальном плане, но и весьма выгодным инвестированием в стабильность и развитие общества. Опыт по обеспечению поддержки жертв расовых атак и обеспечению уголовного преследования весьма показателен. Мы также увидели, что существует множество вариантов превентивного воздействия на потенциальные угрозы возникновения межэтнических конфликтов. Реально действуют и разнообразные формы реакции на возникающие проблемы. Идет постоянный поиск новых форм партнерства национальных общин и властей в ответ на постоянно меняющуюся ситуацию. Совет не только защищает права меньшинств и требует адекватной реакции на нарушение прав и свобод граждан, но и осознает свою долю ответственности за расовые проблемы, ведет разнообразную работу и постоянный диалог со всеми участниками процесса. Важно, что Совет не воспринимает неудачи или трудности, как нечто фатальное, а ищет способы разрешения возникающих проблем. Главное - начать сотрудничество и развивать его. Взаимный опыт снимает множество проблем. Существует множество курсов и консультаций для помощи мигрантам при устройстве на работу, изучении языка, решения жилищных вопросов, обеспечения медицинскими услугами и т.д. Издается разнообразная информационная литература по вопросам, касающимся прав и возможностей для мигрантов, социальной защиты, медицинского обслуживания и т.д. Государство финансирует программы в этой области на грантовой основе, но не автоматически, а в зависимости от результатов и их соответствия заявленным программам.
Признание уникального вклада представителей национальных меньшинств в развитие Британской экономики, культуры, искусства и других сфер сделали государство только сильнее. Толерантность - ее можно наблюдать не только в общественных организациях, имеющих отношение к национальным вопросам, но и на улицах, в метро, в пабах. Возникает ощущение, что британцы гордятся своей полиэтничностью, культивируют ее, как хороший садовник лелеет роскошную клумбу из множества разных цветов.
Я избавился от многих своих стереотипов. Увидел, как общественные действия могут стимулировать и даже подталкивать властные структуры к необходимости по-новому взглянуть на ситуацию и предпринять необходимые действия для ее изменения к лучшему в русле развития мультикультурного гражданского общества. Соглашательство не самый эффективный путь сотрудничества. Куда плодотворнее равноправное партнерство. У нас много общих проблем, вопрос в том, что необходимо гражданское мужество для осознания необходимости их решения, а страусиная политика только усугубляет ситуацию. Из своего опыта могу сказать, что мы порой предлагаем глобальные проекты, строим грандиозные планы «в общем и целом», забывая о важности конкретной работы не в кабинетах, а «на местах», где и живут люди, нуждающиеся в соответствующем воздействии, в смысле воспитания и просвещения, и социальных услугах с полиэтниченой направленности. То есть нужно активнее развивать партнерство на региональном, районном уровне. Тем более, что накоплен немалый опыт в этой области, и пора перевести количество в качество.
В нашей делегации были не только представители национальных организаций, но также служащие МВД и властных структур. Надеюсь, полученный опыт сделает нашу работу более эффективной, а партнерство более тесным.
Хочу поблагодарить организаторов проекта - Центр Межэтнического Сотрудничества в лице Ашота Айрапетяна и Ирины Кропоткиной и «Европейский диалог» в лице менеджера проекта Гирины Холланд, которые приложили титанические усилия для успешного осуществления проекта и обеспечили его высокий уровень. Особая благодарность консультантам проекта - нашим добрым друзьям и высоким профессионалам Крису Тейлору, Уильяму Экину и Робину Оукли. А также переводчикам Михаилу Кривинюку и Эмиру Тохтабиеву за терпение и нелегкий труд.
Свои более развернутые впечатления о поездке я планирую опубликовать в СМИ Москвы и Кавказа, а также в Интернете.
Шапи Казиев
|